02.05.2020 Автор: gustov Откл

Биография О-сенсея

Основатель Айкидо — Морихэй Уэсиба (1883 — 1969) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабэ префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уэсиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихэя, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.семья Уэсиба Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Сингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайси, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки р ешил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихэя плаванию и сумо.

В Танабэ Морихэй окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабэ, где в его обязанности входила оценка земель.

Старшая сестра Морихэя выходит замуж за очень влиятельного и богатого гражданина Танабэ Зензо Иноэ. У них родилось 8 детей, четвёртый ребёнок Ёсиро Иноэ (1902-1994) сыграл в дальнейшем очень важную роль в развитии айкидо. В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием «Уэсиба Трэйдинг» — компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, — он работал коммивояжером в районе Нихом-баси в фирме его родственника Иноэ.

И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токио, Морихэй начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю Дзю-дзюцу, под руководством Сабуро Тодзава. Прозанимавшись, по вечерам, несколько месяцев пока не заболел болезнью бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабэ.
Там вскоре состоялось бракосочетание Морихэй Уэсиба и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабэ, Морихэй был знаком с ней с детских лет. В 1903 году Морихэй был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал дзю-дзютсу Ягю-рю школы Гото. В 1907 году Морихэй был демобилизован из армии и возвратился в Танабэ, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка. В это время отец Уэсибы предложил посетившему Танабэ преподавателю дзюдо Киючи Такаги (которому в то время было 17 лет) стать наставником Морихэя. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзё. Именно здесь Морихэй и небольшая группа его друзей осваивал дзюдо.

В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацуко. В это время Морихэй заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Морихэй договорился с местной администрацией о возможности переселения в Сиратаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Танабэ, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кису, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабэ в Сиратаки, которое завершилось в мае.
Местность, где и сейчас находится поселок Сиратаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кису были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихэй делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Сиратаки, благоустройством домов.
                 В 1915 году его представили Сокаку Такэда мастеру Дайто рю Айкидзюдзюцу.  Морихэй был очень впечатлён демонстрацией техники и в течении месяца он занимался у Такэда. (начало занятий 4 апреля 1915г – запись в книге Такэда на фото) После чего Такэда уехал и спустя какое то время Морихэй пригласил Такеда пожить в его доме, а в дальнейшем Такеда переехал с семьёй в Сиратаки и там постороил себе дом. Сокаку не сидел на одном месте, постоянно путешествовал и давал семинары.

Из интервью Токимунэ Такэда: Да, мистер Уэсиба очень много сопровождал Сокаку. Путешествия с Сокаку имели гораздо большее значение, чем просто тренировки вместе с ним на регулярных семинарах. И более того, мистер Уэсиба обучался также как ассистент Сокаку. … С этого времени он начал сопровождать его. Так как Сокаку бывал в разных местах и преподавал полицейским, судьям и такого рода людям, мистер Уэсиба возможно решил, что это искусство прекрасно, и, овладев им, ему больше не пришлось бы заниматься сельским хозяйством. Он был очень увлечён Дайто-рю и словоохотлив. Когда Сокаку преподавал Дайто-рю группе судей и прокуроров в Хакодатэ, мистер Уэсиба был его напарником и ассистентом при обучении. Ему шёл тогда четвёртый десяток, а он мог обучать судей уже в столь юном возрасте. Обычно, в то время было довольно трудно дорасти до этого уровня. Инструктора не принимали на работу в полицию, если он не был потомком самурайского рода. С этим было довольно строго. Так что было большим достижением, обучать судей, будучи столь молодым. Морихэй Уэсиба даже в столь раннем возрасте был замечательным человеком. Вследствие расширения производства древесины Сиратаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром.

morihei with yoshida В течение года Морихэй вместе с другими переселенцами восстанавливал Сиратаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын — Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок — сын Кунихару.Восемь лет жизни Морихэй Уэсиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе
Известие о болезни отца Морихэй получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихэя отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихэй узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омото кё — Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихэй решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихэй.

Морихэй глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омото кё, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихэй переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название «Академия Уэсиба» («Уэсиба Дзюку»). Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омото кё. И самостоятельно стал изучать технику копья. К сожалению, первый год пребывания Морихэй в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре — годовалый Кунихару.
В течение первого года пребывания Морихэя в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность его как мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омото кё. Учиться приехали и военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омото кё (впоследствии она получила название «Первый Инцидент Омото»). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихэй. В 1921 году родился сын Киссёмару. Выдача инструкторского сертификата Морихэю Уэсиба от Сокаку Такэда произошло гораздо позже в 1922 году. В Аябэ куда переехал жить с семьёй и сам Такэда.

В это время Морихэй увлекся изучением котодама — науки о единстве формы и содержания. Он отказался от преподавания Ягю-рю и Дайто-рю. Так зарождалось новое, боевое искусство и в 1922 году Морихэй назвал его «айки-будзютсу».13 февраля 1924 года Морихэй вместе с Онисабуро и группой учеников Омото кё тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омото кё, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихэй взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чжан Цзолин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэй, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и обеспечили их благополучное возвращение на Родину. Это приключение стало серьезным испытанием для Морихэя и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Из интервью Токимунэ Такэда: …. Здесь записано, что он получил свой сертификат в Аябэ. Если я ничего не путаю, моя мать и я отправились в Аябэ, около Киото, когда мне было шесть лет. Мы надолго задержались в доме мистера Уэсиба, известном как Уэсиба-дзуку. Несмотря на то, что я был мал, я наблюдал за тренировками. В то время там было сорок студентов.
Ага, вот оно… Вот запись о нашем там пребывании. Мы оставались там примерно пять или шесть месяцев. Вот, здесь говорится, что ученики Уэсиба-дзуку получали наставления в Дайто-рю дзюдзюцу от Сокаку Такэда-сэнсэя. Многие из этих студентов являлись последователями религии Омото.
Вот, например, Масахару Танигучи из Сэйчо-но Иэ, Вице-адмирал Сэйкё Асано также занимался Дайто-рю. Эти люди тоже изучали искусство. Смотрите сюда, вот имя «Морихэй Уэсиба». Здесь ясно указано, что тренировки проходили с 28 апреля до 15 сентября 1922 года, — это довольно долго. Мистер Уэсиба также обучал в качестве ассистента. Сокаку не особо жаловал религию Омото, так что, кажется, называл (саркастически) его дом «виллой» Морихэя Уэсибы. Уезжая после 6 месяцев проживания из Айбе Сокаку вручает Уэсибе сертификат инструктора.
Почему Такэда покинул Аябэ? Ответ кроется скорее в том, что Сокаку и Дегучи испытывали взаимную неприязнь друг к другу. Сокаку будучи человеком жёстким и прмолинейным откровенно не долюбливал Дегучи на что тот тоже отвечал взаимностью. Их отношения накалялись и Сокаку решил уехать. Перед отъездом Сокаку, Дегучи подарил ему меч и рисунки, выразив таким образом своё уважение

Возвратившись домой в 1925 году, Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихэя.
Морихэй решил изменить название «айки-будзютсу» на «айки-будо» (дзютсу — искусство, до — путь). «Искусство» — подразумевает совершенство техники выполнения приемов, «до» — путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически. С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такесита Морихэй поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихэй прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такесита вновь пригласил Морихэй в Токио. На этот раз Морихэй преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихэй в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.
Получив следующее приглашение адмирала Такесита в феврале 1927 года, Морихеи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихэй снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзё с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Сойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.

В 1930 году Морихэй поселился на вилле Усигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзё. Именно там его посетил Дзигоро Кано — основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихэй, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это — идеал будо». Впоследствии Кано послал заниматься у Морихэя двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики. В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие — это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзё, чтобы посрамить Морихэй. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихэй стал инструктором Военной Академии Тояма.

1931 В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название «Кобукан». Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаси, Цутому Югава, Риндзиро Сира-та. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли «адским додзё» из-за высокой интенсивности тренировок.

Следующие несколько лет Морихэй был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё: в Токио — Оцука (додзё, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Сайбадаси; в Осаке — Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.Выдающимися учи-деси (постоянными учениками) в это время были Сигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Сиода и Тегуми Хоси.     В 1932 году Кийоси Накакура женился на дочери Морихэя. Кийоси Накакура в то время был прекрасным фехтовальщиком кендо. Именно он вдохновил Морихэя на углублённые занятия мечём. За время его присутствия в семье, образовалась отдельная группа кендо и даже проводились соревнования. В этот период Морихэй много времени и внимания уделял искусству боя с мечом – кендо и кендзюцу. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан.
В 1932 году Морихэй Уэсиба и общество Омото кё основывают «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в 1933 году Морихэй становится его президентом. Пользуясь филиалами общества, разбросанными по всей стране, на их базе создаются филиалы Айки Будо. По началу основная масса занимающихся были адепты секты. В мае 1933 года открылся додзё Такэда — постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого.
Морихэй преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой «Асахи Ньюс»
и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе. В 1933 Кобукан выпускает свою первую книгу под авторством Морихэя Уэсиба, а в действительности Томики Кендзи, именно он подготовил этот манускрипт. Там описывались 166 техник (рисунки сделала ученица и художница – Такако Кунигоси). Этот перечень соответствовал первому уровню айкидзюдзюцу.

Из интервью Токимунэ Такэда: Кстати говоря, Исаму Такэсита и ещё двое демонстрировали своё искусство на первой Демонстрации Классических Боевых Искусств (прошедшей в 1935 году) как Дайто-рю айкидзюдзюцу, а не айкидо. В этой демонстрации приняло участие тридцать восемь различных школ боевых искусств. Осенью 1940 года был основан фонд Кобукан (организация созданная для управления Кобукан додзё Морихея Уэсиба и предшественник нынешнего Фонда Аикикай. -прим.), и адмирал Такэсита был назначен его первым председателем. Хотя сейчас люди, занимающиеся айкидо, и называют своё искусство «айкидо», в то время оно увязывалось с Дайто-рю айкидзюдзюцу. Адмирал Такэсита в 1939 году стал также третьим главой Японской Ассоциации Сумо.

           В сентябре 1939 года Морихэй в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и одержал победу. Морихэй стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. 30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такесита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.
Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихэй демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И. С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время Киссёмару Уэсиба, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё. В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихэй назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название «айкидо» вместо «айки-будо». Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихэй эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив сыну ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. Айки Додзё, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.
Во время войны, несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэй, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, ученики Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо». Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых
искусств. Начиная с 1950 года Морихэй снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. 1953 год. Коичи Тохэя отправляют на Гавайи создать филиал Айкидо.В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзё Айкидо». В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо. 1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо. С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы. 14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Синзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным «Сущность Айкидо». Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Сидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифунэ и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мосида.
28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить «серебряный мост». До сих пор я трудился в Японии, создавая «золотой мост» для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви». 7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэй боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств. 14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихэй провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэй на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо. muesiba_m
15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухудшалось. Морихэй тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.

по материалам сайта www.aikibujutsu.ru